Самарское РО ВОГ
Пятница, 26.04.2024, 06:21
Меню сайта

Вход на сайт

Поиск

Календарь
«  Апрель 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930

Архив записей

Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 21

Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz

  • Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0

    ИЗ ИСТОРИИ ГЛУХИХ В РОССИИ

     

         В средние века  православная церковь была более терпима к телесным и душевным недугам человека, нежели католическая.

          На Руси при формировании свода законов – «Кормчих книг» заимствование законоположений происходило не из Римского права, а из Византийского права – «Номоканоны», в которых имелись высказывания о человеколюбивом и милостливом отношении к глухонемым. Гуманное отношение к глухонемым нашло отражение и в «Кормчих книгах»: «…Кто из клира глухому или слепому посмеется, да будет отлучен. Такожде и мирянин»

          В 996 году великий князь Владимир специальным указом определил, что забота об убогих, в том числе и о глухонемых, является уделом церкви. Недалеко от Киево-Печерского монастыря по инициативе Феодосия Печерского был организован дом для жития слепых, немых и глухих. Убогих детей не только призревали, но и обучали ремеслам и даже начаткам грамоты.

           В XVI в. монастырями было учреждено значительное количество приютов, где вместе с другими увечными воспитывались глухонемые.

           В те времена «Псковская судная грамота» предоставляла глухим право иметь «пособников» в суде.

           В 1551 г. постановлением Стоглавого Собора было определено, что забота об убогих детях должна осуществляться государством и княжеской властью, а церковные власти не выполняют управленческих функций.

            Царь Иван Грозный имел младшего брата глухонемого Георгия, с которым он играл в детстве и к которому всегда относился неплохо ввиду того, что «убогий» не представлял никакой угрозы его власти.

            В середине XVII в. в законодательстве определяется общественное положение глухонемых в части их имущественного положения. В Уложениях царя Алексея Михайловича (1649г.) говорится: «А будет после которого умершего останутся дети глухи и немы, а братья их или сестры учнут обидити их отлучать, разделити по жребьям всем поровну, чтобы из них никто изобижен не был».

            Петр I несколькими указами обязывает представителей государственной власти расширять систему специальных учреждений для призрения убогих, в том числе и глухонемых: «По всем губерниям учинить шпиталя для увечных» (Указ от 31 декабря 1712 г.)

             Указами 1723 и 1724 гг. предписывалось: «При свидетельстве являются слепые, глухие, немые…отдавать для воспитания…». В архивных материалах домов для «увечных» того времени имеются записи, указывающие на то, что «глухие и немые прилежно работали» (Андроньевский монастырь в Москве, Колмовский монастырь в Новгороде).

            В 30-х гг. XVIII в. в системе общественного призрения возникла новая форма воспитания глухонемых детей. Указом Анны Иоанновны 14 августа 1733 г. было учреждено «патронирование» как особая система воспитания глухих: «малолетних увечных для воспитания и владения вечно тем, кто взять пожелает, и давать на них деньги».

            Во второй половине XVIII в. глухие дети воспитывались в Московском Воспитательном доме. В его системе были две формы воспитания глухонемых:

    1)     часть глухонемых направлялась на воспитание в семьи (по деревням),     которым выплачивалось специальное вознаграждение;

    2)     часть детей воспитывалась в специальных группах Воспитательного дома. Воспитанием детей до 7 лет здесь понималось как физическое развитие и привитие детям определенных моральных качеств. Надзирателям предписывалось воспитывать у глухонемых детей элементарные культурные навыки. Общение в группах осуществлялось на основе «жестов» и «мимики».

            Важное  место принадлежало трудовому обучению: «главная цель уготовлять воспитанников быть ремесленниками, рукодельниками». Ремесленная подготовка глухонемых проходила как в мастерских Воспитательного дома, так и путем отдачи глухонемых воспитанников в учение частным лицам по договору. По выходе из Воспитательного дома глухонемые получали документ, по которому освобождались от крепостной зависимости.

            На протяжении всего XIX и начале XX вв. специальные училища глухонемых не включались в систему учреждений народного образования. В конце XVIII в.воспитательные дома, где воспитывались глухонемые дети, находились в системе «Ведомства императрицы Марии Федоровны».

            В 1806 г. императрица Мария Федоровна издала указ об учреждении в городе Павловске опытного училища для глухонемых. Из-за границы был выписан один из известных профессоров поляк Винцент-Ансельм Зыгмунт. Он и стал первым учителем и организатором учебно-воспитательной работы в училище глухонемых.

             Обучение глухонемых А.Зыгмунт осуществлял по так называемому «смешанному методу». Мария Федоровна в 1808 г.писала о Зыгмунте: «Он доказал свою способность тем, что ученики его в течение года стали правильно писать, считать и даже произносить слова внятным образом, а некоторые и довольно свободно. Но понятие о божестве и о религии остаются для них еще не доступны…»

              В 1810 г.из Парижского института глухонемых в Россию  был приглашен учитель Жан Батист Жоффре, который был назначен директором училища. Он быстро выучил русский язык, который и преподавал ученикам наряду с французским (!). Жоффре вел обучение глухих на основе письменной речи, применяя мимический метод.

              В 1812 г. в этом училище глухонемых состоялся первый экзамен. Число воспитанников к тому времени уже достигло 25 человек. На экзамене присутствовала сама императрица Мария Федоровна, духовенство и Министры. Вот что писала газета «Северная почта» о этом экзамене: «…Они (глухонемые ученики) получили такое образование в познаниях, какого от человека рожденного глухонемым и ожидать невозможно было. Одним словом, нет выражений достаточных к точному описанию всего того, чему были свидетелями посетители сего училища. При нынешнем испытании, и едва ли можно изобразить то пером, что самих очевидцев приводило в изумление. Надобно повернуться во прах пред бесконечною, непостижимою премудростию Зиждителя!.. Не Он ли Сам даровал удивительную способность некоторым почтенным мужам, достигать толиков успехов в обучении глухих от рождения таким познаниям, кои кажется должны быть изобретаемы единственно через посредство слуха и слова?..»

            Мария Федоровна часто присутствовала на уроках и экзаменах в училище, посещали его и Александр I, Николай I, Александр II.

             Ж.Б.Жоффре умер в 1824 г. После него училище возглавили Г.А.Гурцов, родом серб, а позже – уроженец Франции В.И.Флери, оба талантливые сурдопедагоги.

              Флери принадлежат слова: «Глухонемой, говоря откровенно, не хуже и не лучше других людей, он несет в себе одинаковые страсти, владеет одинаковыми возможностями усовершенствования; всю разницу, которая в нем заметна, можно приписать обстоятельствам».

              Разработанная Г.А Гурцевым и В.И.Флери система речевых средств включала письменную, дактильную, жестовую и устную речь.

              Численность учащихся быстро росла: к 1843 г. в училище обучалось 160 чел., в 1877 г. – уже 210. Лучшие выпускники училища оставались здесь – работать, некоторые становились старшими наставниками.

              В Своде законов 1833 и 1857 года было написано:

               «Воспитанникам дворянского происхождения Санкт-Петербургского училища глухонемых дозволяется поступать прямо в департаменты и канцелярии министерств и отдельных управлений».

               «Обучившиеся какому-либо мастерству податного состояния воспитанники училища глухонемых исключаются по отчисления их от училища из податного оклада наравне с воспитанниками Технологического института»

               «Воспитанники, кончившие курс наук в училищах глухонемых, должны пользоваться на службе преимуществами, представляемыми ученикам, окончившим курс в уездных училищах министерства народного просвещения, т.е. производятся в чин 14 класса (дворяне)».

               «Право на производство в первый чин без испытаний имеют воспитанники Петербургского училища глухонемых наравне с обучавшимися в уездных училищах министерства народного просвещения. Этим же правом пользуются и окончившие с успехом полный курс учения в Арнольдовском училище глухонемых».

               В 1903 г.в типографии Санкт-Петербургского училища глухонемых была издана книга «Сборник законов о глухонемых с приложениями объяснительного словаря».Из неё следует, что дополнения в Свод законов от 1896 г. были связанны также с правовыми аспектами уголовного и гражданского процессуального производства.

            Например, при рассмотрении судебного дела, в котором участвовал неграмотный глухонемой, производство следствия совершалось в присутствии человека, который мог понять выражаемые мысли глухонемого.К переводу не могли привлекаться родственники глухонемого. Для глухонемых, не получивших образование и не имеющих понятий об обязанностях и законах, суд применял смягчающие обстоятельства. Глухонемому предоставлялось право на аппеляции и на повторное производство следствия.

               24 апреля 1860 г. было открыто московское Арнольдо-Третьяковское училище глухонемых.

               Иван Карлович Арнольд родился в Москве в 1805 г. На втором году жизни он потерял слух. Два года (1811-1813) учился в С-Петербургском училище глухонемых. Дальнейшее образование получил дома, под руководством отца. В 1816 г. отец отвез его в Берлин в училище глухонемых, где Иван брал уроки рисования. Перед возвращением в Россию Иван Арнольд объездил города Германии, изучая методы обучения в школах глухонемых

               В 1825 г. он получил место художника в Императорском Эрмитаже, позже служил топографом в Департаменте государственных имуществ.

                Уже в начале 1850-х гг. Арнольд пробовал себя на поприще учителя – в качестве гувернера при глухонемом сын Почетного гражданина Сазонова. В 1852 г. Арнольд в Петербурге открыл небольшой пансион. Воспитанников было 6 чел., почти все – или сироты, или из беднейших семей. На них Арнольд и тратил свои скудные средства. В феврале 1853 г. его училище было официально признано. Павел Веймаран, глухонемой сын сенатора, принял на себя обязанности попечителя училища.

                 В 1860 г. Арнольд перевел училище с пятью учениками в Москву. Московский генерал-губернатор П.А.Тучков пожертвовал училищу 1000 руб., его примеру последовали и другие благотворители.

                 В 1863 г. благотворители оставили Ивану Карловичу учебную часть, а для материальной поддержки училища образовали особый комитет. В составе Распорядительного комитета был и Павел Михайлович Третьяков, основатель знаменитой галереи. Он живо интересовался проблемами училища, часто посещал занятия, знал всех преподавателей. В 1869 г. училищу был присвоен статус уездного. Первые сотрудники училища были глухими.

                  В 1899 г. директором училища стал Федор Андреевич Рау (инициатор создания классов для слабослышащих и групп для оглохших, автор популярного «Букваря» для глухонемых, основоположник логопедии, создатель «Методики обучения глухонемых произношению»). Ф.А.Рау организовал слуховой класс с особым учителем.

                В 1903 г. в училище обучалось 165 глухих детей, а в 1905 г. – 214 детей.

                «Прямым наследником» училища является московская школа № 101 для глухих детей. К сожалению, здание на Донской улице занято другими организациями : когда в 1943 г. школа вернулась из эвакуации, то оказалось, что её облюбовал райком партии. Московская организация глухих считает, что передача этого здания глухим г.Москвы стала бы актом восстановления справедливости.

                В 1865 г. был утвержден новый устав Петербургского училища. Курс был взят на реорганизацию мастерских, совершенствование технического образования учащихся. Малоспособных в науках детей начали обучать преимущественно ремеслам. Таким образом, если в начале  XIX  в.главной задачей было умственное и нравственное воспитание глухонемых детей, то со временем упор был сделан на ремесленно-трудовую подготовку учащихся. Во второй половине XIX в. русские училища для глухонемых детей развивались как интернатские учреждения и как учебно-воспитательные учреждения общеобразовательного и профессионально-ремесленного типа. Внимание концентрируется на трудовой подготовке воспитанников, а учебные планы все больше приобретают практическую направленность, в них включаются новые предметы: лепка, рисование, черчение, художественная вышивка, граверное ремесло.

           К 1917 г. в Российской империи насчитывалось 63 учреждения для глухонемых, из них: 55 – учебные учреждения, 4 – мастерские без обучения грамоте, 2 – учреждения для призрения, 2 – мастерские приюты. Общее число обучающихся и «призреваемых» в Российской империи составляло менее 3 тыс.чел. По переписи 1897 г. общее число глухонемых в Российской империи составляло 158.759 чел.:88.480 мужчин и 70.289 женщин. Среди них 40 тыс. детей школьного возраста. Отсюда видно, что обучением был охвачен мизерный процент глухонемых детей.

            В 1895-96 г. в Тульской губернии был проведен опрос для сбора сведений о числе глухонемых. Всего в Тульской губернии насчитывалось 1404 глухонемых: 1198 чел. Жило у родных на попечении и лишь 206 чел. существовало за счет собственного труда, из них 64 – чернорабочие, 22 – сапожники, 12 – плотники. По сословию почти все были крестьянами – 1327 чел. 38,8 % мужчин были женаты и только 2 % женщин имели мужей, при этом не было ни одного брака глухонемого с глухонемой.

              В журнале «Вестник Попечительства» за 1902-1903 гг.опубликованы результаты обследования глухих в Олонецкой губернии. Большинство лиц мужского пола нищенствовало. Из 145 неслышащих женщин четверо зарабатывали себе на хлеб, занимаясь рукоделием, пятеро находились в услужении, выполняя тяжелую работу, 20 нищенствовало, 116 проживали дома. В том же журнале отмечается: «Крупные заводские учреждения и фобрики неохотно берут к себе без рекомендации даже заведомо способных и дельных глухонемых».

              Один образовательный глухой писал в 1914 году: «…Отчаяние перед своей участью, тяжелая борьба за свое существование, ежеминутное сознание своей отчужденности от мира…Громадная масса глухонемых ничем не гарантированна от нужд и лишений, тем более тяжелых, что они связанны с ненормальным положением глухнемого в обществе. Сколько нужно школ и учреждений, чтобы дать небольшое образование всем русским глухонемым!

             И большинство глухонемых с молодых лет работает в грязных лачугах сапожников и портных, перенося беспощадные побои озверевших хозяев, и все постепенно спиваются…

             Мне думается, что в материальном отношении глухонемых, в их борьбе за существование, могли бы сыграть немалую роль ремесленные артели и товарищества глухонемых на равных, конечно, долях участия в прибыли.»


      
    Copyright MyCorp © 2024
    Сделать бесплатный сайт с uCoz