ИЗ ИСТОРИИ ГЛУХИХ В РОССИИ
В средние века православная церковь была более терпима к
телесным и душевным недугам человека, нежели католическая.
На Руси при формировании свода законов –
«Кормчих книг» заимствование законоположений происходило не из Римского права,
а из Византийского права – «Номоканоны», в которых имелись высказывания о
человеколюбивом и милостливом отношении к глухонемым. Гуманное отношение к
глухонемым нашло отражение и в «Кормчих книгах»: «…Кто из клира глухому или
слепому посмеется, да будет отлучен. Такожде и мирянин»
В 996 году великий князь Владимир специальным указом определил, что забота об убогих,
в том числе и о глухонемых, является уделом церкви. Недалеко от
Киево-Печерского монастыря по инициативе Феодосия
Печерского был организован дом для жития слепых, немых и глухих. Убогих
детей не только призревали, но и обучали ремеслам и даже начаткам грамоты.
В XVI в. монастырями
было учреждено значительное количество приютов, где вместе с другими увечными
воспитывались глухонемые.
В те времена «Псковская судная грамота»
предоставляла глухим право иметь «пособников» в суде.
В 1551 г. постановлением Стоглавого Собора было
определено, что забота об убогих детях должна осуществляться государством и
княжеской властью, а церковные власти не выполняют управленческих функций.
Царь
Иван Грозный имел младшего брата
глухонемого Георгия, с которым он играл в детстве и к которому всегда относился
неплохо ввиду того, что «убогий» не представлял никакой угрозы его власти.
В середине XVII в. в
законодательстве определяется общественное положение глухонемых в части их
имущественного положения. В Уложениях царя
Алексея Михайловича (1649г.) говорится: «А будет после которого умершего
останутся дети глухи и немы, а братья их или сестры учнут обидити их отлучать,
разделити по жребьям всем поровну, чтобы из них никто изобижен не был».
Петр
I несколькими указами обязывает представителей
государственной власти расширять систему специальных учреждений для призрения
убогих, в том числе и глухонемых: «По всем губерниям учинить шпиталя для
увечных» (Указ от 31 декабря 1712
г.)
Указами 1723 и 1724 гг.
предписывалось: «При свидетельстве являются слепые, глухие, немые…отдавать для
воспитания…». В архивных материалах домов для «увечных» того времени имеются
записи, указывающие на то, что «глухие и немые прилежно работали»
(Андроньевский монастырь в Москве, Колмовский монастырь в Новгороде).
В 30-х гг. XVIII в. в системе
общественного призрения возникла новая форма воспитания глухонемых детей.
Указом Анны Иоанновны 14 августа 1733 г. было учреждено
«патронирование» как особая система воспитания глухих: «малолетних увечных для
воспитания и владения вечно тем, кто взять пожелает, и давать на них деньги».
Во второй половине XVIII в.
глухие дети воспитывались в Московском Воспитательном доме. В его системе были
две формы воспитания глухонемых:
1) часть глухонемых направлялась на воспитание в семьи (по
деревням), которым выплачивалось
специальное вознаграждение;
2) часть детей воспитывалась в специальных группах
Воспитательного дома. Воспитанием детей до 7 лет здесь понималось как
физическое развитие и привитие детям определенных моральных качеств.
Надзирателям предписывалось воспитывать у глухонемых детей элементарные
культурные навыки. Общение в группах осуществлялось на основе «жестов» и
«мимики».
Важное
место принадлежало трудовому обучению: «главная цель уготовлять
воспитанников быть ремесленниками, рукодельниками». Ремесленная подготовка
глухонемых проходила как в мастерских Воспитательного дома, так и путем отдачи
глухонемых воспитанников в учение частным лицам по договору. По выходе из
Воспитательного дома глухонемые получали документ, по которому освобождались от
крепостной зависимости.
На протяжении всего XIX и
начале XX вв.
специальные училища глухонемых не включались в систему учреждений народного
образования. В конце XVIII
в.воспитательные дома, где воспитывались
глухонемые дети, находились в системе «Ведомства императрицы Марии Федоровны».
В
1806 г.
императрица Мария Федоровна издала
указ об учреждении в городе Павловске опытного училища для глухонемых. Из-за
границы был выписан один из известных профессоров поляк Винцент-Ансельм Зыгмунт. Он и стал первым учителем и организатором
учебно-воспитательной работы в училище глухонемых.
Обучение глухонемых А.Зыгмунт
осуществлял по так называемому «смешанному методу». Мария Федоровна в 1808 г.писала о Зыгмунте:
«Он доказал свою способность тем, что ученики его в течение года стали
правильно писать, считать и даже произносить слова внятным образом, а некоторые
и довольно свободно. Но понятие о божестве и о религии остаются для них еще не
доступны…»
В 1810 г.из Парижского
института глухонемых в Россию был приглашен
учитель Жан Батист Жоффре, который был назначен директором училища. Он быстро
выучил русский язык, который и преподавал ученикам наряду с французским (!).
Жоффре вел обучение глухих на основе письменной речи, применяя мимический
метод.
В 1812 г. в этом училище
глухонемых состоялся первый экзамен. Число воспитанников к тому времени уже
достигло 25 человек. На экзамене присутствовала сама императрица Мария
Федоровна, духовенство и Министры. Вот что писала газета «Северная почта» о
этом экзамене: «…Они (глухонемые ученики) получили такое образование в
познаниях, какого от человека рожденного глухонемым и ожидать невозможно было.
Одним словом, нет выражений достаточных к точному описанию всего того, чему
были свидетелями посетители сего училища. При нынешнем испытании, и едва ли
можно изобразить то пером, что самих очевидцев приводило в изумление. Надобно
повернуться во прах пред бесконечною, непостижимою премудростию Зиждителя!.. Не
Он ли Сам даровал удивительную способность некоторым почтенным мужам, достигать
толиков успехов в обучении глухих от рождения таким познаниям, кои кажется
должны быть изобретаемы единственно через посредство слуха и слова?..»
Мария Федоровна часто присутствовала на
уроках и экзаменах в училище, посещали его и Александр I, Николай I,
Александр II.
Ж.Б.Жоффре умер в 1824 г. После него училище
возглавили Г.А.Гурцов, родом серб, а
позже – уроженец Франции В.И.Флери,
оба талантливые сурдопедагоги.
Флери принадлежат слова:
«Глухонемой, говоря откровенно, не хуже и не лучше других людей, он несет в
себе одинаковые страсти, владеет одинаковыми возможностями усовершенствования;
всю разницу, которая в нем заметна, можно приписать обстоятельствам».
Разработанная Г.А Гурцевым и
В.И.Флери система речевых средств включала письменную, дактильную, жестовую и
устную речь.
Численность учащихся быстро росла: к 1843 г. в училище обучалось
160 чел., в 1877 г.
– уже 210. Лучшие выпускники училища оставались здесь – работать, некоторые
становились старшими наставниками.
В Своде законов 1833 и 1857 года было
написано:
«Воспитанникам дворянского
происхождения Санкт-Петербургского училища глухонемых дозволяется поступать
прямо в департаменты и канцелярии министерств и отдельных управлений».
«Обучившиеся какому-либо мастерству
податного состояния воспитанники училища глухонемых исключаются по отчисления
их от училища из податного оклада наравне с воспитанниками Технологического
института»
«Воспитанники, кончившие курс наук в
училищах глухонемых, должны пользоваться на службе преимуществами,
представляемыми ученикам, окончившим курс в уездных училищах министерства
народного просвещения, т.е. производятся в чин 14 класса (дворяне)».
«Право на производство в первый чин
без испытаний имеют воспитанники Петербургского училища глухонемых наравне с
обучавшимися в уездных училищах министерства народного просвещения. Этим же
правом пользуются и окончившие с успехом полный курс учения в Арнольдовском
училище глухонемых».
В 1903 г.в типографии
Санкт-Петербургского училища глухонемых была издана книга «Сборник законов о
глухонемых с приложениями объяснительного словаря».Из неё следует, что
дополнения в Свод законов от 1896
г. были связанны также с правовыми аспектами уголовного
и гражданского процессуального производства.
Например, при рассмотрении судебного
дела, в котором участвовал неграмотный глухонемой, производство следствия
совершалось в присутствии человека, который мог понять выражаемые мысли
глухонемого.К переводу не могли привлекаться родственники глухонемого. Для
глухонемых, не получивших образование и не имеющих понятий об обязанностях и
законах, суд применял смягчающие обстоятельства. Глухонемому предоставлялось
право на аппеляции и на повторное производство следствия.
24 апреля 1860 г. было открыто
московское Арнольдо-Третьяковское училище глухонемых.
Иван
Карлович Арнольд родился в Москве в 1805 г. На втором году жизни он потерял слух.
Два года (1811-1813) учился в С-Петербургском училище глухонемых. Дальнейшее
образование получил дома, под руководством отца. В 1816 г. отец отвез его в
Берлин в училище глухонемых, где Иван брал уроки рисования. Перед возвращением
в Россию Иван Арнольд объездил города Германии, изучая методы обучения в школах
глухонемых
В 1825 г. он получил место
художника в Императорском Эрмитаже, позже служил топографом в Департаменте
государственных имуществ.
Уже в начале 1850-х гг. Арнольд
пробовал себя на поприще учителя – в качестве гувернера при глухонемом сын
Почетного гражданина Сазонова. В 1852
г. Арнольд в Петербурге открыл небольшой пансион.
Воспитанников было 6 чел., почти все – или сироты, или из беднейших семей. На
них Арнольд и тратил свои скудные средства. В феврале 1853 г. его училище было
официально признано. Павел Веймаран, глухонемой сын сенатора, принял на себя
обязанности попечителя училища.
В 1860 г. Арнольд перевел
училище с пятью учениками в Москву. Московский генерал-губернатор П.А.Тучков
пожертвовал училищу 1000 руб., его примеру последовали и другие благотворители.
В 1863 г. благотворители
оставили Ивану Карловичу учебную часть, а для материальной поддержки училища
образовали особый комитет. В составе Распорядительного комитета был и Павел Михайлович Третьяков, основатель
знаменитой галереи. Он живо интересовался проблемами училища, часто посещал
занятия, знал всех преподавателей. В 1869 г. училищу был присвоен статус уездного.
Первые сотрудники училища были глухими.
В 1899 г. директором училища
стал Федор Андреевич Рау (инициатор создания классов для слабослышащих и групп
для оглохших, автор популярного «Букваря» для глухонемых, основоположник
логопедии, создатель «Методики обучения глухонемых произношению»). Ф.А.Рау
организовал слуховой класс с особым учителем.
В 1903 г. в училище обучалось
165 глухих детей, а в 1905 г.
– 214 детей.
«Прямым наследником» училища
является московская школа № 101 для глухих детей. К сожалению, здание на
Донской улице занято другими организациями : когда в 1943 г. школа вернулась из
эвакуации, то оказалось, что её облюбовал райком партии. Московская организация
глухих считает, что передача этого здания глухим г.Москвы стала бы актом
восстановления справедливости.
В 1865 г. был утвержден новый
устав Петербургского училища. Курс был взят на реорганизацию мастерских,
совершенствование технического образования учащихся. Малоспособных в науках
детей начали обучать преимущественно ремеслам. Таким образом, если в
начале XIX в.главной задачей было умственное и
нравственное воспитание глухонемых детей, то со временем упор был сделан на
ремесленно-трудовую подготовку учащихся. Во второй половине XIX в.
русские училища для глухонемых детей развивались как интернатские учреждения и
как учебно-воспитательные учреждения общеобразовательного и
профессионально-ремесленного типа. Внимание концентрируется на трудовой подготовке
воспитанников, а учебные планы все больше приобретают практическую
направленность, в них включаются новые предметы: лепка, рисование, черчение,
художественная вышивка, граверное ремесло.
К 1917 г. в Российской империи
насчитывалось 63 учреждения для глухонемых, из них: 55 – учебные учреждения, 4
– мастерские без обучения грамоте, 2 – учреждения для призрения, 2 – мастерские
приюты. Общее число обучающихся и «призреваемых» в Российской империи
составляло менее 3 тыс.чел. По переписи 1897 г. общее число глухонемых в Российской
империи составляло 158.759 чел.:88.480 мужчин и 70.289 женщин. Среди них 40
тыс. детей школьного возраста. Отсюда видно, что обучением был охвачен мизерный
процент глухонемых детей.
В 1895-96 г. в Тульской губернии был
проведен опрос для сбора сведений о числе глухонемых. Всего в Тульской губернии
насчитывалось 1404 глухонемых: 1198 чел. Жило у родных на попечении и лишь 206
чел. существовало за счет собственного труда, из них 64 – чернорабочие, 22 –
сапожники, 12 – плотники. По сословию почти все были крестьянами – 1327 чел.
38,8 % мужчин были женаты и только 2 % женщин имели мужей, при этом не было ни
одного брака глухонемого с глухонемой.
В журнале «Вестник Попечительства» за
1902-1903 гг.опубликованы результаты обследования глухих в Олонецкой губернии.
Большинство лиц мужского пола нищенствовало. Из 145 неслышащих женщин четверо
зарабатывали себе на хлеб, занимаясь рукоделием, пятеро находились в услужении,
выполняя тяжелую работу, 20 нищенствовало, 116 проживали дома. В том же журнале
отмечается: «Крупные заводские учреждения и фобрики неохотно берут к себе без
рекомендации даже заведомо способных и дельных глухонемых».
Один образовательный глухой писал в
1914 году: «…Отчаяние перед своей участью, тяжелая борьба за свое
существование, ежеминутное сознание своей отчужденности от мира…Громадная масса
глухонемых ничем не гарантированна от нужд и лишений, тем более тяжелых, что
они связанны с ненормальным положением глухнемого в обществе. Сколько нужно
школ и учреждений, чтобы дать небольшое образование всем русским глухонемым!
И большинство глухонемых с молодых лет
работает в грязных лачугах сапожников и портных, перенося беспощадные побои
озверевших хозяев, и все постепенно спиваются…
Мне думается, что в материальном
отношении глухонемых, в их борьбе за существование, могли бы сыграть немалую
роль ремесленные артели и товарищества глухонемых на равных, конечно, долях
участия в прибыли.»
|