ИЗ ИСТОРИИ ГЛУХИХ В РОССИИ
В средние века православная церковь была более терпима к телесным и душевным недугам человека, нежели католическая.
На Руси при формировании свода законов – «Кормчих книг» заимствование законоположений происходило не из Римского права, а из Византийского права – «Номоканоны», в которых имелись высказывания о человеколюбивом и милостливом отношении к глухонемым. Гуманное отношение к глухонемым нашло отражение и в «Кормчих книгах»: «…Кто из клира глухому или слепому посмеется, да будет отлучен. Такожде и мирянин»
В 996 году великий князь Владимир специальным указом определил, что забота об убогих, в том числе и о глухонемых, является уделом церкви. Недалеко от Киево-Печерского монастыря по инициативе Феодосия Печерского был организован дом для жития слепых, немых и глухих. Убогих детей не только призревали, но и обучали ремеслам и даже начаткам грамоты.
В XVI в. монастырями было учреждено значительное количество приютов, где вместе с другими увечными воспитывались глухонемые.
В те времена «Псковская судная грамота» предоставляла глухим право иметь «пособников» в суде.
В
Царь Иван Грозный имел младшего брата глухонемого Георгия, с которым он играл в детстве и к которому всегда относился неплохо ввиду того, что «убогий» не представлял никакой угрозы его власти.
В середине XVII в. в законодательстве определяется общественное положение глухонемых в части их имущественного положения. В Уложениях царя Алексея Михайловича (1649г.) говорится: «А будет после которого умершего останутся дети глухи и немы, а братья их или сестры учнут обидити их отлучать, разделити по жребьям всем поровну, чтобы из них никто изобижен не был».
Петр
I несколькими указами обязывает представителей
государственной власти расширять систему специальных учреждений для призрения
убогих, в том числе и глухонемых: «По всем губерниям учинить шпиталя для
увечных» (Указ от 31 декабря
Указами 1723 и 1724 гг. предписывалось: «При свидетельстве являются слепые, глухие, немые…отдавать для воспитания…». В архивных материалах домов для «увечных» того времени имеются записи, указывающие на то, что «глухие и немые прилежно работали» (Андроньевский монастырь в Москве, Колмовский монастырь в Новгороде).
В 30-х гг. XVIII в. в системе
общественного призрения возникла новая форма воспитания глухонемых детей.
Указом Анны Иоанновны 14 августа
Во второй половине XVIII в. глухие дети воспитывались в Московском Воспитательном доме. В его системе были две формы воспитания глухонемых:
1) часть глухонемых направлялась на воспитание в семьи (по деревням), которым выплачивалось специальное вознаграждение;
2) часть детей воспитывалась в специальных группах Воспитательного дома. Воспитанием детей до 7 лет здесь понималось как физическое развитие и привитие детям определенных моральных качеств. Надзирателям предписывалось воспитывать у глухонемых детей элементарные культурные навыки. Общение в группах осуществлялось на основе «жестов» и «мимики».
Важное место принадлежало трудовому обучению: «главная цель уготовлять воспитанников быть ремесленниками, рукодельниками». Ремесленная подготовка глухонемых проходила как в мастерских Воспитательного дома, так и путем отдачи глухонемых воспитанников в учение частным лицам по договору. По выходе из Воспитательного дома глухонемые получали документ, по которому освобождались от крепостной зависимости.
На протяжении всего XIX и начале XX вв. специальные училища глухонемых не включались в систему учреждений народного образования. В конце XVIII в.воспитательные дома, где воспитывались глухонемые дети, находились в системе «Ведомства императрицы Марии Федоровны».
В
Обучение глухонемых А.Зыгмунт
осуществлял по так называемому «смешанному методу». Мария Федоровна в
В
В
Мария Федоровна часто присутствовала на уроках и экзаменах в училище, посещали его и Александр I, Николай I, Александр II.
Ж.Б.Жоффре умер в
Флери принадлежат слова: «Глухонемой, говоря откровенно, не хуже и не лучше других людей, он несет в себе одинаковые страсти, владеет одинаковыми возможностями усовершенствования; всю разницу, которая в нем заметна, можно приписать обстоятельствам».
Разработанная Г.А Гурцевым и В.И.Флери система речевых средств включала письменную, дактильную, жестовую и устную речь.
Численность учащихся быстро росла: к
В Своде законов 1833 и 1857 года было написано:
«Воспитанникам дворянского происхождения Санкт-Петербургского училища глухонемых дозволяется поступать прямо в департаменты и канцелярии министерств и отдельных управлений».
«Обучившиеся какому-либо мастерству податного состояния воспитанники училища глухонемых исключаются по отчисления их от училища из податного оклада наравне с воспитанниками Технологического института»
«Воспитанники, кончившие курс наук в училищах глухонемых, должны пользоваться на службе преимуществами, представляемыми ученикам, окончившим курс в уездных училищах министерства народного просвещения, т.е. производятся в чин 14 класса (дворяне)».
«Право на производство в первый чин без испытаний имеют воспитанники Петербургского училища глухонемых наравне с обучавшимися в уездных училищах министерства народного просвещения. Этим же правом пользуются и окончившие с успехом полный курс учения в Арнольдовском училище глухонемых».
В
Например, при рассмотрении судебного дела, в котором участвовал неграмотный глухонемой, производство следствия совершалось в присутствии человека, который мог понять выражаемые мысли глухонемого.К переводу не могли привлекаться родственники глухонемого. Для глухонемых, не получивших образование и не имеющих понятий об обязанностях и законах, суд применял смягчающие обстоятельства. Глухонемому предоставлялось право на аппеляции и на повторное производство следствия.
24 апреля
Иван
Карлович Арнольд родился в Москве в
В
Уже в начале 1850-х гг. Арнольд
пробовал себя на поприще учителя – в качестве гувернера при глухонемом сын
Почетного гражданина Сазонова. В
В
В
В
В
«Прямым наследником» училища
является московская школа № 101 для глухих детей. К сожалению, здание на
Донской улице занято другими организациями : когда в
В
К
В 1895-
В журнале «Вестник Попечительства» за 1902-1903 гг.опубликованы результаты обследования глухих в Олонецкой губернии. Большинство лиц мужского пола нищенствовало. Из 145 неслышащих женщин четверо зарабатывали себе на хлеб, занимаясь рукоделием, пятеро находились в услужении, выполняя тяжелую работу, 20 нищенствовало, 116 проживали дома. В том же журнале отмечается: «Крупные заводские учреждения и фобрики неохотно берут к себе без рекомендации даже заведомо способных и дельных глухонемых».
Один образовательный глухой писал в 1914 году: «…Отчаяние перед своей участью, тяжелая борьба за свое существование, ежеминутное сознание своей отчужденности от мира…Громадная масса глухонемых ничем не гарантированна от нужд и лишений, тем более тяжелых, что они связанны с ненормальным положением глухнемого в обществе. Сколько нужно школ и учреждений, чтобы дать небольшое образование всем русским глухонемым!
И большинство глухонемых с молодых лет работает в грязных лачугах сапожников и портных, перенося беспощадные побои озверевших хозяев, и все постепенно спиваются…
Мне думается, что в материальном отношении глухонемых, в их борьбе за существование, могли бы сыграть немалую роль ремесленные артели и товарищества глухонемых на равных, конечно, долях участия в прибыли.»